Всю вторую половину весны 2011 г. провел в поисках прозрачной воды в ближайших водоемах. Неудачи преследовали меня с середины апреля до конца мая. Каждая вылазка в выходной день приносила только разочарование. Видимость под водой была от 20 см до вытянутой руки. Ничего интереснее, кроме редких встреч с одинокими раками и мальком, мои поездки не приносили. Это в то время, как рыбаки, что стояли на берегу не далее пятидесяти метров от места моего погружения и ловили на поплавочную удочку, вытягивали пару ладошечных карасиков каждые полчаса. Побродив по бескрайним просторам интернета в поисках подходящих мест для отдыха, купания и ныряния в частности, набрел на замечательные и живописные места поблизости от плотины Карачуновского водохранилища . Дело было в воскресенье. Мне на работу нужно было попасть к 14:30, то есть половина дня свободна. На разведку нового места решил взять своих домашних: и мне не скучно, и им разнообразие в выходной день. Приготовили тормозок и купальные принадлежности с вечера, поэтому утренние сборы были быстрыми, и в 7:00 мы уже вышли из дома. 15 минут до трамвая №2 и ровно сорок минут поездки на нем до конечной остановки "Ул. Буковинская". Мы добрались до первой точки нашего маршрута, которую заранее "вбили" в телефонный навигатор.
Конечная остановка трамвая №2
Это была первая и последняя точка, которую мы внесли дома, так как карта была настолько подробная, что ни карьера, ни плотины на ней не было. Уж извините, ребята из "Nokia", но это чистая правда.
Следуя наитию и подсказкам местных жителей, мы добрались до реки Ингулец. Слышался отдаленный шум бурлящей воды. Это пороги и водопад, что выше по течению. Где-то здесь должен быть мост, но где? Более широкая тропа вела вниз по течению. Туда пошли, и не ошиблись.
Подвесной мост был следующей ключевой точкой нашего маршрута.
По старым фотографиям он представлялся мрачновато: ржавое, покосившееся сооружение. Но то, что увидели мы, нас приятно удивило, а мерное покачивание внесло немного пикантности. Моментально пришло ощущение зыбкости своего существования. Зато окружающая природа сразу же вырвала нас из городской суеты. Хор лягушек почти заглушал рокот воды, а крики и пение птиц завораживали. Цапли и чайки время от времени пролетали мимо нас грациозно расправив крылья. В траве не далеко от тропы слышался шелест от уползавших змей и ящериц. Романтика, одним словом.
Перебравшись на правый берег Ингульца, реки, которая извиваясь течет до самого Херсона, мы прошли вверх по течению метров 500-600 нередко встречая рыбаков на берегу, и, свернув влево, вышли к затопленному гранитному карьеру.
Гранитный карьер-зрелище неописуемое
Это похоже на глубокое многоярусное гранитное корыто с темно-голубой водой. Вдоль одного его бока вниз вел серпантин автомобильной дороги, где с одной стороны отвесная гранитная стена изрезанная глубокими морщинами трещин, из которых сочилась чистейшая вода, с другой пропасть, в которую эта вода стекала. Внизу нас встретили тишина и покой.
Дерево, растущее из-под воды
В прозрачнейшей воде у самого берега стремительно проносились стайки малька. Ручеек тихо журча тек по центру дороги и спускался по ней до самой воды. Больше вокруг не наблюдалось никакого движения. Я и сынишка-Мишка переоделись для купания, а моя любимая женщина взяла камеру, чтобы запечатлеть наши водные "па", на которые можно взглянуть :
Водичка оказалась на столько прохладной, что Мишка даже не отважился первым окунуться, хотя воду любит больше, чем я. Но после моего подбадривания все же осмелился, и, войдя в воду по пояс, присел... И моментально выпрыгнул как ошпаренный. Вот оно, обжигающее свойство холодной воды, после первого знакомства с которым приходит тепло. Теперь уже холод не страшен, и мы вдвоем спокойно ныряем. Вода прозрачная, как в бассейне. Вокруг все видится в голубых оттенках, как в "вордовском" рабочем окне по умолчанию. Под водой наступает чувство парения над бездной, которое и пугает, и завораживает одновременно. Берег отвесной стеной уходит на невидимую глубину метров после пяти. Я попробовал нырнуть вдоль поверхности обрыва, но когда после метров трех мои руки вошли в полном смысле в ледяную воду, мне стало совсем не по себе, и я быстро всплыл. Так окунувшись пару-тройку раз мы с сыном открыли купальный сезон 2011. В следующий раз нужно будет взять согревающий неопреновый костюм, чтобы занырнуть поглубже и получить еще больше адреналина. Так мы с Мишкой парили над голубой бездной минут пять-десять, пока губы у сына не стали фиолетовыми от холода. Вышли из воды, аж жарко стало. Вытерлись полотенцем и отправились к следующей точке нашего маршрута - ж/д мосту.
Ж\д мост
По обрывкам воспоминаний из юности и фотографиям, выложенным в интернете мы пришли к выводу, что на Карачуновской плотине два водосброса по краям: восточный и западный. Причем восточный пологий и протяженный, а западный обрывистый и короткий. Их можно хорошо разглядеть с ж/д моста, что между карьером и плотиной.
Западный водопад
Восточный водопад
Не переходя мост, мы спустились с насыпи по бетонным полуразрушенным ступенькам и по крутым тропам подошли к западному водопаду. Этот водопад хотя и более обрывистый, но почти безводный. Заводь, куда стекают ручейки тихая, без течения. Еще очень удручает людское свинство: вся площадь возле заводи покрыта толстым культурным слоем состоящим из полиэтиленовых пакетов, пластиковых тарелок, вилок, бутылок, обрывков салфеток, объедков. Место отдыха превращено в свалку. Но этот позор я фотографировать не стал, придется Вам верить мне на слово.
Западный водопад
Сейчас воду сбрасывают через восточный шлюз, поэтому тут поток стремительный, бурлящий. И даже находясь на ж/д мосту нужно перекрикивать рокот воды. Сюда можно перебраться с правого берега только по ж/д мосту, т.к. на плотину пешеходов не пускают. Только идите по нему внимательно и при приближении состава сходите в специальные "карманы" для пешеходов.
На ж/д мосту
Под ж/д мостом
К сожалению, спускаться с ж/д насыпи к восточному водопаду мы не стали, так как было уже 11:00. Мне нужно было спешить домой, чтобы успеть на работу, а возвращаться к трамваю было не близко.
Но, когда мы отошли от моста метров на сто, нам встретилась сослуживица жены, которая рассказала нам, что возвращаться к трамваю не нужно, его линия проходит невдалеке от моста и кроме того здесь проезжает множество подходящих нам маршруток. Пройдя через частный сектор, мы вышли к проезжей части, где не в далеке виднелась остановка маршрутных такси. Ждали не долго, а через двадцать пять минут мы подходили к нашему дому.
"И что же тут прикольного?"- спросите Вы.
А вот что. Уходя на работу, я позвонил одному товарищу подводному охотнику, с которым несколько раз выезжали на различные водоемы. Дней за пять до этого мы созванивались, и тогда он мне рассказывал о предстоящем слете подводных охотников и фридайверов на карьере в районе "Заречного", как я тогда понял. Но из теперешнего разговора выяснилось, что массовые погружения происходят на карачуновсом карьере и начало им было положено в 11:00, то есть через час после нашего ухода. Вот это "засада". Пропустили такое зрелище.
Схема маршрута
Сегодня, 03.06.2011г. снова ездил на карьер. На этот раз добирался маршруткой и не ранним утром, а в полдень. Кроме того, взял комплект №1 (маску, трубку, ласты) + неопреновую футболку троечку и неопреновые носки десятку (какие есть) + глубиномер (пластиковая бутылка на два литра, шнур с узелками на 12,5 метров и свинцовый груз 1 кг). К часу был уже в карьере. Народу тут море, в основном школьники, ведь начались каникулы. На серпантине, уходящей в воду автомобильной дороге толпилось человек двадцать. Поэтому к воде пошел вправо
Вооружившись "высокоточными" измерительными инструментами, подкорректирую первоначальные данные, ведь теперь можно быть уверенным в объективности некоторых показателей воды. А именно:
1) прозрачность на глубине от нуля до трех метров около 3-4 метров, а ниже около 7-8 метров;
2) температура - ниже шести метров "дубарь" такой, что небритый волос на ногах и не только становиться дыбом и мешает продвигаться вглубь.
По всей площади водоема на глубине от нуля до трех метров, то есть в более прогретом слое, плавают редкие небольшие обрывки каких-то пушистых, похожих на вату, зеленых водорослей. Ниже шести метров скалы покрыты ракушкой. Глубже без костюма делать нечего.
Забрезжил рассвет. Тигры смолкли и куда-то исчезли, растворившись в утренней дымке над водой. Из палатки и машин начали выбираться истинные рыбаки. И началась такая рыбалка, всем рыбалкам рыбалка!
В камыше и на открытой воде, на поплавок и на дальний заброс, с насиженных мест и с короткими перебежками вдоль берега. Удочки, фидеры, спиннинги взмывали вверх то тут, то там. Кто забрасывал леску сбоку, кто из-за спины, кто вылавливал рыбу, а кто кормил. Бывало так, что рыба сама запрыгивала в садок и не раз и даже не два. Не рыбалка, а сказка! Не верите?
Сами проверьте и посмотрите
После первой бессонной ночи и сомнамбулического дня нас, наконец, сморила ночь вторая. Пятеро в палатке и по двое в машинах. Романтика одним словом. Подбородок ощущал плечо друга, а ребра ощущали локоть друга. Поднявшийся холодный ветер убаюкивающе посвистывал и наигрывал какую-то свою мелодию на растяжках палатки. Сознание медленно покидало затуманенную голову...
Но тут издалека послышался чей-то рык! Сперва приглушенно, затем все громче и отчетливее. Через некоторое время рык начал раздаваться с другой стороны. Тигры! Окружают! Хватаю, что первым попалось под руку. Первым оказался тапок. Кидаю его в сторону зверя. Тапок отскакивает от полога палатки и шлепается где-то рядом, а звери испугавшись притихают. Успокаиваюсь и засыпаю. Но не тут-то было. Через несколько минут стая тигров вновь окружает меня. Что делать? Выхватываю из-под полога огромный сук и тычу им в морду тигра. Сук оказывается травинкой, которой я щекочу ноздри соседа по апартаментам, и тот затихает. Второго успокаиваю вторым тапком. Снова проваливаюсь в небытие, как вы уже поняли, не надолго. Так в борьбе с беснующимися хищниками я провел пол ночи. Понял, что дальнейшее сопротивление бесполезно, и вылез из палатки наружу.
Небо уже начало сереть. Подкинул в тлеющие угли веточек и стал дожидаться рассвета глядя на появившиеся язычки пламени.
Захватывающие приключения с ночной охотой на диких тигров вы могли бы скачать с файлообенников letitbit.net или vip-file.com, но в самый критический момент, услышав звериный рык я забыл нажать на кнопку "rec".
...Зато спутники мои ─ заядлые рыбаки не оставили нас без ухи, наловили карасиков и другой рыбы. Наш стол ломился от разнообразных яств: уха, замечательные шашлыки, пальчики оближешь и вареные раки.
Раки я немного наловил, когда пошел вслед за браконьерами-аквалангистами. Оказывается те всплески мути, что я видел утром на дне и были не что иное как раки, убегающие при моем приближении. Главное, как только заметил рака, тут же его хватай, не давай ему уйти. Мне еще утром показалось подозрительным, что под водой отовсюду раздается стрекот, но ни рыбы, кроме малька, ни раков не было видно. А жизнь под водой кишит. Сказывается отсутствие опыта. Ничего, наверстаем.
День катился неторопливо и размеренно. Мы все отдыхали от городских забот и суеты. Незабываемый пейзаж давал отдых глазам. Наш берег был устлан ковром невысокой травы, на которой то тут, то там яркими пятнами вкраплялись мелкие цветочки, название которых никто не знает. Кузнечики и различные жучки неуемно сновали в этой травяной подстилке, пчелы жужжа собирали нектар из цветков, которые вобрали всю палитру радуги: розовые, фиолетовые, белые, желтые, синие. В воде плавали стаи уток. Одни небольшие, другие покрупнее с хохолками, у третьих были длинные шеи с высоко поднятыми головами. Возле противоположного берега стояли две цапли: одна белая крупная, другая серенькая поменьше. Они медленно передвигались около камыша изредка выхватывая из воды рыбешку и тут же ее проглатывали.
А за ними на берегу по склону высокого холма расхаживала третья цапля самая крупная. Такого разнообразия животного мира я, городской житель, еще не видел. И это в каких то двадцати километрах от гиганта черной металлургии Кривбасса.
День катился к концу...
Смотреть он-лайн
Наконец настал тот день, когда после "крайней", именно крайней, а не последней смены (кто работает на производстве понимают, о чем идет речь) с 15:00 до 22:00 мы с бригадой отправляемся на выходные не по домам и семьям, а на природу, на Карачуновское водохранилище.
Еще в середине смены нас настораживали отдаленные отблески молний приблизительно в той стороне, куда мы собирались ехать. Что нас ждет: размытая дорога и возвращение в душный город или приятная безмятежность на берегу водоема? Но большая часть вещей и припасов лежит в багажниках и отступать уже некуда. Девять человек на двух машинах, наших рабочих лошадках отправляются в таинственную ночную неизвестность.
На выезде из города делаем недолгую остановку, чтобы дождаться машину Артура с недостающими вещами, и отправляемся дальше.
Ночная дорога совсем не похожа на залитую дневным светом трассу. Фары выхватывают из тьмы клочки реальности, редкие машины, деревья вдоль обочины, дорожные знаки яркими отрывистыми пятнами пролетают мимо окон. Ищем нужный нам поворот и боимся свернуть не туда. Пока все, вроде бы, совпадает. Но вот заканчивается мокрый асфальт, а грунтовка неприветливо встречает нас огромной лужей на всю ширину дороги. Выходим из машин и разведываем путь в траве по обеим сторонам дороги. В ней изредка попадаются пни, угрожающие разбить картер двигателя. Тогда возле каждого опасного участка остается человек с фонариком и указывает машине верное направление. Так мы за полчаса "проехали" метров пятьсот. Чем дальше, тем веселее. Дорога пошла с вершины холма вниз в ложбину, в которой намыло с близлежащего поля пятнадцатисантиметровый слой грязи со стерней вперемежку. Артур на легкой "копейке" по прозвищу Дуся с разгона проскакивает и вылетает на склон противоположного холма. Мы следом на тяжелом "Опеле" увязаем еще по пути вниз. Собираем ветки и подкладываем их под колеса. Рывок вперед - бесполезно, назад - откатываем только на полметра и увязаем. Снова вперед и немного назад, и еще, и еще раз. Но колеса совсем перестают вращаться. Светим на них фонарями, а там... Плотная, вязкая масса заполнила весь проем между колесом и крылом. Руками выгребаем как пластилин массу. Пробуем сдвинуться вперед, но тщетно, и машина съезжает в сторону и задним колесом попадает прямо в яму. Решаем перевести дух, перекусить и погреться у костра, ведь с шести часов вечера ничего не ели.
Так встречаем полночь. Чувствуя, что завязли надолго и отвлекаться будет некогда, звоню домой и говорю, что уже прибыли на место. Ребята тихонько хихикают.
Тут к нам присоединяются Артур и Костя из первой машины. Говорят, что на той стороне ложбины ухабы похлеще, но проехать реально. А мы уже собирались поворачивать назад пока не застряли намертво внизу. Снова подложив веток под колеса и облепив машину словно муравьи, делаем решительный рывок и на руках выносим наш некогда белоснежный "Опель" на противоположный холм.
Останавливаемся передохнуть, а зря. Дорога идет под наклоном, и машину постоянно сносит с нее вбок. Дальше метр за метром продвигаемся по раскисшей дороге, выталкивая машину из каждой ямы и наноса грязи на протяжении километра. Начинает светать. И уже к пяти утра добираемся до черной "бэхи", застрявшей на последнем повороте перед нормальной дорогой, которой осталось то до места стоянки метров триста.
Вот и на месте. Кругом тишина. Птицы только начинают просыпаться. Воздух затуманен дымкой из-за испарений от прошедшего вечером дождя. После бурной и шумной ночи кажется, что время застыло. Лист на ветке не пошелохнется, поверхность водоема как зеркало. Только первые лучи летнего солнца начинают сползать вниз по зеленым макушкам деревьев.
Безмятежность и красоту природы нарушают только наши страшные фигуры по уши в грязи, босиком, так как шлепанцы постоянно увязали и норовили порваться. Настоящие черти. Сразу идем мыться и стираться. Потом уже выгружаемся и разбиваем лагерь. За считанные минуты вырастает шатер палатки, раскладной стол и стульчики. На бензиновой плитке кипятим воду. На завтрак чай с бутербродами - на что-то посерьезнее уже нет сил.
Теперь отдых. Кто спать, кто рыбу ловить, а я на охоту за раками. Одеваю маску, ласты и садок для "насекомых". Охотник я совсем еще начинающий, даже не научился до конца правильно огружаться. Поэтому за час ныряния не увидел никого мало мальски стоящего - только мальки перед маской снуют, а на дне какие-то всплески мути и больше ничего. Выхожу ни с чем.
Тут приезжает жигуленок. Двое ребят надевают костюмы, акваланги и идут по тем местам, где только что был я. Думаю, ну-ну браконьеры, ничего вы сегодня не возьмете. Через полчаса те двое выносят на берег полный мешок улова.
-Раки есть?- спрашиваю.
- Полно,- слышу в ответ.
Куда смотрел, думаю я, а глаза уже закрываются. Сон меня победил.
Зато спутники мои - заядлые рыбаки не оставили нас без ухи. Но это уже другая история...
В нашей бригаде очень многие увлекаются рыбалкой. Поэтому при каждом удобном случае выбираются на природу заняться любимым хобби. Я рыбак не ахти какой, но лишний раз выехать из города и покупаться совершенно не прочь. Тем более это приятно после утомительных смен в раскаленном от летнего солнца и расплавленного металла мартеновском цехе. Кругом шум от подаваемых в печи тысяч кубических метров газа, кислорода и воздуха, грохот от проезжающих над головой кранов с ковшами и железнодорожных составов, проезжающих рядом с сотнями тонн металлолома.
Во всем чувствуется мощь человеческого интеллекта, заставившего работать на него силы природы.
Но хочется отвлечься, послушать тишину, посмотреть на игру солнечных лучей по поверхности водоема.
Шелест листьев убаюкивает сознание. И понимаешь, что тебе никуда не надо спешить, ничего не нужно делать. Ты никому и ничего не обязан. Полная свобода и релакс...
Вот об этом мой любительский фильм
Хотя это видео и не прикол, но настроение поднимает.